MDC LAW

Подводные камни в сфере онлайн-образования

Рассказали о трех самых популярных ошибках, которые совершают компании, стартующие в EdTech-индустрии.
С одной стороны, онлайн-образование — это одна из самых динамично развивающихся отраслей не только в России, но и во всем мире. С другой — это очень специфическая сфера, в которой очень легко «наломать дров», попасть на крупные штрафы и вызвать пристальный интерес налоговой службы, что тоже обычно ведет к штрафам.
Начнем с первой ошибки, которую допускают бизнесмены, которые приходят в онлайн-образование: они путают доступ к образовательным курсам, с доступом к базам данных.

Желание перепутать эти понятия легко объяснить: согласно текущему законодательству деятельность, связанная с передачей исключительных прав на базы данных, включенные в Единый реестр баз данных, освобождается от НДС, а это можно считать весьма солидным бонусом.

Вот только реализация доступа к образовательным курсам не имеет ничего общего с доступом к базе данных. Потому что в случае с базами данных конечная цель потребителя — это получение конкретной информации, которую хранят базы данных, а, выбирая образовательный курс, человек ставит целью получить знания и навыки. Поэтому, никаких льгот по НДС бизнес, связанный с онлайн-образованием не дает, а вот при попытке получить эти льготы, у налоговой точно возникнет пара вопросов к вашей компании.
Вторая ошибка тоже связана с налоговыми льготами: чтобы стимулировать развитие IT-сферы в стране, законодатели решили освободить IT-компании от налога на прибыль.
Понимая, что можно получить неплохие бонусы, многие предприниматели из сферы онлайн-образования размышляют так: раз у нас есть технологичная образовательная платформа, которую можно считать IT-разработкой, значит мы тоже IT-компания и можем претендовать на налоговые льготы! И это, конечно, жестокая ошибка, за которую могут сурово наказать: наличие образовательной платформы, какой бы технологичной она ни была, не дает права на попадание в список IT-компаний. Просто потому что IT-компании занимаются продажей своих технологичных разработок, а не доступом к ним.

Грубо говоря: если вы продаете образовательные платформы компаниям из сферы онлайн-образования, вы, конечно же, имеете полное право называть себя айтишниками. Но, если вы просто используете образовательную платформу для коммуникации между студентами и преподавателями и хранением на ней курсов, никаких налоговых льгот вам не положено.

Ярким примером можно назвать «Кинопоиск» — это очень технологичная платформа, но она предлагает своим клиентам просмотр кино, возможность оставлять рецензии и ставить оценки фильмам. И эта платформа не претендует на айтишные налоговые льготы.
Но самые серьезные ошибки допускают те, кто забывает, что онлайн-образование «подчиняется» закону об образовании, который требует очень аккуратно и точно подбирать слова и формулировки.
Чаще всего встречается ошибка с дипломами: почему-то многие компании, которые занимаются курсами по повышению квалификации или профессиональной переподготовки, очень хотят выдавать дипломы государственного образца. Хотя таких дипломов просто не существует в природе: по закону существует только дипломы установленного образца.

  • А знаете, что будет, если проверка выявит эту страсть к «государственному образцу»? Компании выпишут штраф.

  • А знаете, что будет, если проверка выявит отсутствие лицензии на работу с программами, которые предполагают выдачу диплома установленного образца? Компании выпишут штраф.

  • А знаете, что будет, если проверка выявит отсутствие «бумажного» договора с каждым студентом, которому компания выдала диплом установленного образца? Компании выпишут штраф.
И это мы только начали разбирать правовые тонкости и нюансы сферы онлайн-образования, потому что, кроме ситуации с дипломами, есть еще много интересных моментов, из-за которых бизнес в этой сфере превращается в танцы на тонком льду. Поэтому, перед тем, как войти в эту сферу, лучше заручиться поддержкой опытных юристов — одним специалистом по работе с претензиями тут точно не обойтись!